Вернуться
2 из 4
Просмотрено 2 из 4
Онлайн выставка «Пушкин и Высоцкий»
Онлайн выставка «Пушкин и Высоцкий»
Аннотация
Пушкин и Высоцкий. Этой фразой все сказано. И все же… Позволим себе хотя бы несколько слов… Есть то, что лежит на поверхности. Александр Сергеевич Пушкин - любимый поэт Владимира Семеновича Высоцкого. В. С. Высоцкий обращался к его творчеству и в своих произведениях («Лукоморья больше нет…», «Скоморохи на ярмарке» и др.), и в своих актерских работах (например, роль Ибрагима Ганнибала в фильме А. Н. Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил…» или роль Дон Гуана в фильме М.А.Швейцера «Маленькие трагедии»). В 1976 году А. Н. Митта выпустил в свет фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил…», где В.С.Высоцкий сыграл роль Ибрагима Ганнибала. И у В.С.Высоцкого получился теплый, добрый герой с большим сердцем в котором огромная любовь к России объединилась с грустью и думами о нашей Великой Стране. Актер в гриме, герой из другого времени, но такой живой, такой настоящий и так похож на самого В.С.Высоцкого, потому что актер вложил в этот образ частичку своей душу. Как удалось ему это? Вживаясь в роль, В.С.Высоцкий много читает об этом времени, он хочет прочувствовать этот образ, не просто понять, а именно слиться, сжиться с ним. И это настолько ему удалось, что полились песни о доле, о России, о куполах, о древнем времени и о вечном… «Купола», «Разбойничья» были написаны для этого фильма. Вот как о съемках фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил…» говорил В.С.Высоцкий: «Сейчас я снимаюсь в фильме "Арап Петра Великого". Ну и так как уже грешно, если я снимаюсь, не использовать меня как человека, который пишет песни, то и здесь мне предложили написать две баллады для более полного, что ли … раскрытия вот этого самого человека, которого я играю. ‹…›. Я думаю, что скоро вы увидите фильм и услышите, там я буду петь одну песню "Разбойничью". Может быть, я буду петь, может быть, Золотухин, который вместе со мной снимается и играет моего слугу» На другом своем выступлении В. С. Высоцкий говорил уже так: «Сценарий фильма написан по мотивам пушкинских записок. Там очень интересно выписаны роли Петра и его слуги — моего арапа. Вы знаете, что этот арап был предком Пушкина. Во время съемок меня все время мазали в черный цвет. Каждый день накладывали по килограмму краски. Она очень трудно смывается — только вместе с кожей. Все время спорили оператор и режиссер. Режиссер хотел, чтобы я был черный, а оператор говорил, что ему это мешает. Хотя эфиопы — они вообще не черные. Это не негроидная группа. Они желтоватенькие. Темные, но не черные. И зачем меня красить, я ведь все равно не похож на негра. И как ни закрашивай, нужно еще вот такие губы делать. А если губы делать и совсем закрасить, тогда лучше просто негра взять. Сейчас у нас связи международные развились, поэтому можно пригласить негра и он будет играть. ‹…›. Но весь смысл этого фильма в том, что этот человек, несмотря на цвет кожи, глубоко русский. Он немного не похож на других и из-за этого у него всякие неприятности и коллизии». А вот это было сказано уже перед премьерой: «А однажды незадолго до премьеры фильма я приехал в Ленинград. И перед Московским вокзалом увидел светящееся табло рекламы — бегущая строка. Написано: «Арап Петра Великого». В роли Петра — Петренко, в роли Ибрагима Ганнибала — и лампочками нарисован черный человек, похожий на меня, — Владимир Высоцкий. Надпись сдвигается, и почему-то лампочками сделана гитара. Хотя я в этом фильме не пою». Потому что: «Писал я туда песни. Но их там нету, потому что не вмонтировалось в картину. Такие случаи у меня бывают довольно часто». Да, «Купола» и «Разбойничья» – песни, написанные В. С. Высоцким для фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил…», получились очень уж необычными, с глубокой философией и не вписались в канву фильма, но остались с нами. В нашей онлайн выставке вы можете посмотреть видеозапись, сделанную незадолго до смерти поэта в Ленинграде, В. С. Высоцкий исполняет «Купола», это моя одна из самых любимых записей. Здесь сложилось все: слова, музыка и, конечно же, исполнение, всмотритесь, как автор сливается с текстом, как он не просто исполняет, а проживает каждое слово… Сегодня на нашей онлайн выставке «Пушкин и Высоцкий» вы сможете увидеть часть фондовой коллекции, экспонаты которой связывают два этих великих имени. Если вы посещали наш музей, то некоторые экспонаты вам будут знакомы, это, например, посмертные маски Пушкина и Высоцкого или костюм Дон Гуана. Но здесь же вы увидите и экспонаты, которые хранятся у нас в запасниках, и которые сегодня можно увидеть только на онлайн выставке. Стоит сказать и о нашем лектории, здесь мы хотим поговорить о пушкинских мотивах в творчестве В. С. Высоцкого. В прикрепленном pdf файле вы сможете ознакомиться с фрагментом книги «В. С. Высоцкий – поэт, в творческой лаборатории мастера», здесь речь пойдет о песне «Скоморохи на ярмарке», но это еще не все, в рамках онлайн выставки «Пушкин и Высоцкий» вас ждет сюрприз, в течение экспонирования данной выстави мы продолжим публикации, рассказывающие о пушкинских мотивах в творчестве В. С. Высоцкого, вас ждет рассказ об антисказках В. С. Высоцкого и, конечно же, о песне «Купола». Следите за нашими публикациями на страницах онлайн коллекции и в соцсетях. Смотрите, изучайте, мы рады очередной встрече с вами… П.П.Ткачева (В данной статье использованы материалы: «Государственного музея Владимира Высоцкого»; Высоцкий В. С. Монологи со сцены : О кино. О театре. О песне. Харьков; М., 2000; «Мир Высоцкого»: выпуск VIII. М., 2015; «Мир музея» № 1, 2018; Литературные музеи в контексте истории и культуры. М., 2019; П.Ткачева «В.С.Высоцкий – поэт: в творческой лаборатории мастера». М., 2019).
Онлайн выставка «Кабинет Владимира Высоцкого»
Онлайн выставка «Уважаемый Владимир Семенович!..»